Недавно на Стайлере был оставлен комментарий по судебному делу, в котором суд в применении товарного знака в качестве средства идентификации усмотрел нарушение прав правообладателя. И стоит отметить, что такие решения, в силу непрофессионализма судей в сфере товарных знаков, не редкость. Постараемся разъяснить в каких случаях применение товарного знака является нарушением, а в каких — нет.
Товарный Знак
Товарный Знак (или ТЗ) – средство индивидуализации. Его прямое назначение индивидуализировать или выделять товар или услугу одного производителя от однородных товаров/услуг других производителей. Это основа товарных знаков. Если для потребителя под видом определенного обозначения, сходного до степени смешения с ТЗ, предлагается товары или услуги другого производителя, он под этим обозначением ассоциирует товар или услугу правообладателя. И это будет нарушением прав правообладателя, поскольку, покупая чужой товар или услугу, потребитель будет рассчитывать, что покупает товар или услугу именно правообладателя товарного знака. Таким образом, потребителя вводят в заблуждение. Правообладатель может понести убытки и получить дискредитацию товарного знака.
Но при этом товарный знак не является средством ограничения. Типичное заблуждение правообладателей и некоторых судей, что товарный знак запрещает любое его применение в жизни, без согласия на это правообладателя. Напротив, запрещая использование товарного знака для идентификации товара правообладателя, нарушается основное назначение товарного знака, как средства индивидуализации. Поэтому очень важно разделить применение товарного знака, как для идентификации товаров и услуг и, как для индивидуализации товаров и услуг. Последнее, можно рассматривать, как именно, как использованием товарного знака.
Идентификация товара и услуг
Применение обозначения, как средства идентификации, позволяет уточнить товар или услугу, от других производителей и товарных знаков. И в этом нет никакого нарушения. Магазин продаёт климатическое оборудование различных производителей, правообладателей различных товарных знаков. Вполне законно и правильно указывать на каждом товаре его товарный знак (если он есть), чтобы выделить его среди других товаров и услуг, а так же среди других товарных знаков. Разумеется, речь идёт не о контрафактном товаре, а о легальном товаре, введенном в гражданский оборот на территории страны. Мало того, если не указывать принадлежность товара тому или иному товарному знаку — это будет самым настоящим введением в заблуждение потребителя. Тоже самое относится и к цитированию обозначений товарных знаков в публикациях, в статьях, рекламе и др. материалах. Делается идентификация конкретного товарного знака, для того, чтобы выделить его от товаров услуг других производителей. И в этом нет, и не может быть, нарушений, поскольку именно это является прямым назначением товарного знака.
Индивидуализация товарного знака
Важным признаком идентификации является, указание товарного знака строго применительно к товарам или услугам именно правообладателя, а не к товарам или услугам других производителей. Когда же пытаются использовать товарный знак для товаров или услуг производителя, не имеющего отношения к правообладателю товарного знака, вот тогда возникает нарушение, поскольку делается попытка незаконного использования товарного знака. Магазин климатического оборудования, под обозначением, сходным до степени смешения с товарным знаком одного производителя выставляет на продажу оборудования другого производителя — тем самым он вводит потребителя в заблуждение и наносит урон правообладателю товарного знака. В данном случае, магазин нарушает права правообладателя и должен понести за это ответственность, согласно действующему законодательству.
Именно, подобные действия можно рассматривать, как незаконное использование товарного знака. К сожалению, некоторые правообладатели и, что особенно печально, судьи значительно шире трактуют положения Гражданского Кодекса РФ, и подводят под это понятие любое упоминание обозначения товарного знака в жизни. Это в корне ошибочно и противоречит основному назначению товарного знака, как средства индивидуализации.
Куда неграмотность в сфере товарных знаков может зайти
Если любое цитирование обозначений товарных знаков понимать, как нарушение правообладателей, то самый главный и крупный нарушитель прав правообладателей товарных знаков — Роспатент. В реестрах Роспатента хранятся и публикуются все обозначении товарных знаков, зарегистрированных на территории РФ.
Стaйлер.РФ © 2012. Все права на материал охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах, и принадлежат Стайлер.РФ.